Обводный канал
в Санкт-Петербурге
Обводный канал (Загородный канал) является самым большим в Санкт-Петербурге. Его длина составляет более 8 км, средняя ширина — 20 м. Глубина канала небольшая — в среднем около 2 м. Он берет начало в Неве возле Александро-Невской лавры, а заканчивается у входа в реку Екатерингофка.
Вид на Обводный канал с Каретного моста на Яндекс. Панораме
История Обводного канала
Первый канал был прорыт в 1770-х годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье между Лиговским каналом и рекой Екатерингофкой. В начале XIX века приступили к прокладке восточной части Обводного канала. Работы продолжались вплоть до 1834 года. На тот момент канал стал южной границей города.
В 1840 году появилась необходимость расширить Обводный канал в восточной части, чтобы обеспечить возможность нахождения в этом месте нескольких судов.
Во второй половине XIX века канал стал местом строительства промышленных предприятий. Он использовался и как источник воды, и как место слива сточных вод с местных фабрик. Также на берегу канала появились Варшавский и Балтийский вокзалы. К началу XX века на берегах искусственного водоема работало множество предприятий и строились жилые кварталы для рабочих. В те годы это место имело дурную славу, здесь часто происходили драки, грабежи и убийства.
В настоящее время Обводный канал сильно обмелел, по нему могут двигаться суда только с малой осадкой.
Набережная Обводного канала зимой, © Ирина Егорова
Легенда
С Обводным каналом связывают большое количество самоубийств, которые происходят каждые 10 лет в годы, оканчивающиеся на цифру 3. Есть легенда, что при строительстве теплотрассы в 1923 году у канала было найдено захоронение карельского шамана. Каменный гроб вскрыли, а останки выбросили на свалку. В тот год рядом с местом, где находилось захоронение, покончили жизнь самоубийством более 90 человек. Удалось спасти только одного. В 1924 году случаи прекратились. Через 10 лет — в 1933 году в канал бросились 107 человек. Рекордное количество самоубийств произошло в 1993 году — более 300. Печальная статистика повторилась и в 2003, и в 2013 годы.
Набережная Обводного канала
На набережной канала имеется много зданий бывших и действующих фабрик и заводов. Они располагаются в исторических постройках XIX — XX века, многие из которых представляют архитектурную ценность. Начинается канал с Александро-Невской лавры, построенной еще в годы правления Петра I.
В начале набережной по нечетной стороне располагаются Хлебные амбары, которые ранее сдавались в аренду торговцам хлеба. Поначалу их было больше, но после Великой Отечественной войны некоторые из них были снесены. На сегодня осталось только пять амбаров.
Дом № 74 представляет собой огромный кирпичный цилиндр, рядом с которым находятся еще три таких же сооружения поменьше. Когда-то здесь хранился запас газа для уличных фонарей. Сейчас в доме находится креативное пространство Люмьер-холл. В одном из меньших газгольдеров работает бар «Башни» с живой музыкой. В другом подобном сооружении в 2016 году открылся Планетарий № 1.
Казенный очистной винный склад № 4: набережная Обводного канала, © Florstein
Интересным зданием в архитектурном плане является типография Ивана Федорова, расположенная на набережной Обводного канала в доме 91. Также привлекает внимание церковь Воскресения Христова, построенная в начале XX века.
На перекрестке Лиговского проспекта и набережной находится Крестовоздвиженский собор, который является одним из старейших в Петербурге. Последняя его реконструкция прошла в 1850-х годах.
Некоторые брошенные заводы набережной обрели «новую жизнь» в виде галерей или мастерских. Так, например, в пустующем старинном здании открылась мастерская-галерея «Ткачи». Теперь это место очень популярно в молодежной среде Санкт-Петербурга. Здесь проходят различные мастер-классы, концерты и другие мероприятия.
В бывшем здании Варшавского вокзала сейчас находится торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс».
На набережной есть красивые зеленые зоны, например, Днепропетровский сквер или Балтийский сад, который разбит рядом с одноименным вокзалом.
Архитектурные памятники набережной, © Alex ‘Florstein’ Fedorov
Также на набережной Обводного канала расположено множество социальных объектов, например, автовокзал, несколько психиатрических больниц, школы, духовная академия, институты.
Мосты Обводного канала
Канал пересекается 15-ю автомобильными, двумя железнодорожными и 6-ю пешеходными мостами. Большая часть из них выглядит просто и аскетично. Самым известным мостом Обводного канала является Боровский. Он получил дурную славу, так как именно с него в канал прыгают самоубийцы. В определенные годы возле него дежурили полицейские, которые не подпускали людей к краю моста.
Архитектурной ценностью является Ново-Петергофский мост, который включен в список памятников культуры. Его чугунные перила были сделаны по проекту Бенуа.
Обводный канал пересекают пять Американских мостов. Их строили в 1840-х годах вместе с железной дорогой Москва-Петербург. Каждый Американский мост имеет свою литеру или номер.
Первый Ново-Каменный мост возводился, чтобы пропускать воду из Лиговского канала в Обводный.
Американские мосты на Обводном канале., © Сергей Василец
Как добраться
До Обводного канала можно доехать разными видами транспорта. В центральной части водоема имеется станция метро (схема) «Обводный канал» (фиолетовая линия). Также рядом проезжают автобусы № 3, 6, 54, 65, 67, 70, 71 и 76. По набережной Обводного канала движется трамвай № 41.
Удобнее всего добраться на такси. Заказать его можно через приложения «Яндекс. Такси», «Такси 777», Uber, Gett. По телефону машину заказывают в кампаниях «Уютное такси», «ТаксовичкоФ», «Семерочка».
Обводный канал с высоты
Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург по праву считается не только Северной столицей, но и городом мостов, ведь за этой известной среди экскурсоводов и путеводителей формулировкой скрываются реальные цифры — более 800 переправ через Неву, каналы и небольшие речки. Есть среди инженерных конструкций по-настоящему уникальные объекты, например, разводной мост Александра Невского, названный в честь легендарного новгородского князя, творившего историю России задолго до основания города.
Общая длина моста Александра Невского — 909 метров, надводная часть занимает 629 метров. Такие габариты позволили создать трёхполосную автомобильную дорогу, отгороженную от пешеходного тротуара гранитными поребриками по обеим сторонам . Переправа считается также самым высоким мостом Санкт-Петербурга — разводной пролёт поднимается над речной гладью на высоту трёхэтажного дома, примерно 11,5 метра, что почти вдвое больше, чем у Дворцового моста.
Развод моста Александра Невского в 2023 году
График разведения переправы не меняется уже много лет. Проезжая часть перекрывается для автомобилей в 2:20 ночи, и остаётся закрытой до 5:10 утра. Развод напрямую зависит не только от сезона судоходства по Неве — с конца апреля по начало ноября, но и от погодных условий. Так, гидравлические конструкции запрещено приводить в действие в жаркие дни, когда температура воздуха превышает +25 о С в тени, а также в шторма при скорости ветра более 15 м/с.
Лучшим местом для наблюдения считается Синопская набережная в районе реки Монастырки у одной из пристаней, либо Малоохтинский проспект, напротив здания Гидрометеорологического университета. К обеим точкам нужно подходить заранее — у туристов будет всего 2 минуты — именно столько нужно разводным крыльям, чтобы подняться на полную высоту. Технические сбои настолько редкие, что их в шутку называют большим «везением» для зевак.
Приближаться к самой переправе в момент закрытия можно в составе экскурсионных групп на микроавтобусах, и только на отведённое сотрудниками ГИБДД расстояние. Запрета на фотографирование нет, но любые попытки проникнуть за пределы разрешённой зоны жёстко караются штрафами. Под разведённым сводом регулярно курсируют катера и теплоходы с туристами — удовольствие это недешёвое, но весьма популярное.
История
Фактическое возведение началось уже в 1960-м году. Задача была крайне непростой — чтобы опоры выдержали многотонную конструкцию, их приходилось вбивать на 35-метровую глубину, под водой, и в крайне неблагоприятных условиях. Для повышения прочности, впервые в советской истории использовались вантовые элементы — натяжные тросы из легированной стали, их, ради сохранения эстетики, решили скрыть под бетонной облицовкой.
Открытие моста Александра Невского стало настоящим событием, растянувшимся на полгода. В мае 1965-го года тысячи удивлённых ленинградцев могли видеть невероятное зрелище — на строение, по свежеуложенной развязке, въехала колонна полностью снаряжённых танков Т-34. Они двигались с одинаковой скоростью, чтобы протестировать прочность пролётов сильнейшими вибрациями от гусениц, и детище советских инженеров выдержало испытание на «отлично».
Торжественный запуск автомобильного движения состоялся в ноябре 1965-го, и буквально через 10 лет переправа столкнулась с первыми неприятностями. Разработчики учли всё, кроме агрессивных климатических условий — от постоянных перепадов температуры и высокой влажности гидроизоляция растворилась в битуме, а пушечное масло, которым смазывались металлические элементы, оказалось ненадёжным, ванты начали ржаветь.
Неравнодушные горожане практически сразу забили тревогу, но многочисленные проверки не обнаружили нарушений. Так продолжалось до 1982-го года, когда в Неву обрушился 17-тонный противовес одного из пролётов. По счастливому стечению обстоятельств обошлось без жертв, но громкое происшествие вынудило власти закрыть переправу. Несколько месяцев между левым и правым берегом курсировал паром, пока противовесные элементы не были заменены.
Капитальный ремонт стартовал лишь в 2000-м году, в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Северной столицы. Работы завершились в срок, и к пышному празднику мост Александра Невского получил не только новейшие несущие конструкции и разводную систему, но и декоративные элементы. По ночам его сверху освещают 500 фонарей с иллюминационными вставками, а на опорах установили прожектора для большего удобства прохождения экскурсионных судов.
Интересные факты
Дорожные службы Санкт-Петербурга ведут ежегодную статистику загруженности переправы. По приблизительным расчётам, каждый час по ней проезжает 10 тысяч единиц транспорта, включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и трамваи. Такой поток привёл к огромному количеству пробок — в настоящее время ведутся проекты по расширению развязки перед мостом, а также современного наземного перехода у съезда на Обводный канал.
Пролётные конструкции имеют необычную форму растянутой и перевёрнутой буквы V. Во время капитальной реставрации их пришлось укрепить новейшей разработкой — поперечными консольными балками. Сквозь них проходит арматура, ванты и силовые кабеля, подающие напряжение на гидравлическую систему развода. На сегодняшний день это единственное сооружение такого рода и такого уровня высокой инженерной сложности во всём городе.
До 2004-го года мост Александра Невского считался самой длинной переправой Петербурга. Открывшийся Большой Обуховский путепровод вместе с эстакадой занимает 994 метра. Явно проигрывает он только по ежедневной загруженности — юго-восточная окраина не имеет такого масштабного потока легковых автомобилей, как исторический центр, её больше используют для грузоперевозок. Да и архитектурная ценность новшества весьма сомнительна.
Пандусы по обоим берегам — не просто укреплённые конструкции, внутри них находятся инженерные помещения и блоки управления разводным механизмом. Нерабочее пространство одного из пандусов на левом берегу использовано с умом — ещё в советские годы его благоустроили для размещения парковочных мест, рассчитанных на 230 легковых автомобилей. В настоящее время решается вопрос о переносе стоянки, чтобы разгрузить движение.
В хорошую погоду пешеходная часть переправы считается отличной смотровой площадкой. С середины открывается необычный вид на Александро-Невскую лавру — православная святыня находится в шаговой доступности от левобережного съезда. Часто в экскурсии входит осмотр сразу нескольких достопримечательностей, включая отдельно стоящую Лазаревскую церковь, Митрополичий сад и современный Музей городской скульптуры.
Перед входом в лавру, напротив памятника великому князю, находится ещё одно место, которое не всегда включается в экскурсии — Тихвинское кладбище. Некрополь известен тем, что здесь захоронены десятки деятелей культуры и искусства — Чайковский, Римский-Корсаков, Достоевский, Жуковский — лишь малая часть знаменитых фамилий. Большинство надгробий охраняется и поддерживается в идеальном состоянии, рядом с ними нередко читаются полноценные лекции, посвящённые усопшим мастерам.
Сама площадь Александра Невского, примыкающая к мосту, имела непростую судьбу. Её несколько раз перестраивали, снося все дома, и последняя реконструкция была вызвана именно возведением переправы и последующим появлением гостиницы «Москва». Последнее обновление произошло в 2002-м году, когда центральную часть украсила монументальная скульптура новгородского князя, сидящего верхом на коне.
С 2017-го года ведётся активное улучшение движения в районе въезда на мост. По генеральному плану, здесь появится тоннель, который разгрузит автомобильный траффик на правом берегу Невы, что должно облегчить передвижение, в том числе и для туристов. Пока что точных данных о том, как всё будет выглядеть, не публикуется, но совершенно ясно одно — облик достопримечательности в скором времени изменится навсегда.
Набережная Обводного канала в Санкт-Петербурге
Набережная Обводного канала в Санкт-Петербурге простирается с востока на запад — от реки Невы, вблизи Александро-Невской Лавры, и до реки Екатерингофки. История набережной неразрывно связана с историей Обводного канала, вдоль которого она протянулась и в честь которого была названа в 1848 году.
Обводной канал — самый крупный канал в Санкт-Петербурге. Это искусственный канал, который образовал границу Петербурга, как бы обводя город с юга. Отсюда и произошло название канала.
Начальный участок канала
Ещё в 1765 году было намечено строительство канала. Тогда предложение по его сооружению выдвинули архитекторы Андрей Васильевич Квасов и Иван Егорович Старов. В 1766 гoду Koмиccия по блaгoуcтpoйcтву гopoдa приняла решение:
пpиcoвoкупляющиecя к гopoду пpeдмecтия к oгpaничeнию oт выгoнoв, вoкpуг oбвecти кaнaлoм шиpинoю в 4 и 5 caжeнь.
Отсюда и берёт своё начало история Oбвoднoгo кaнaлa. Канал предназначался для обустройства гopoдcкoгo pвa, кoтopый дoлжeн был стать оборонительным объектом, а также служить тaмoжeнным и пoгpaничным цeлям. Начальный участок прорыли в 1769—1780 годах между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом, до Звенигородской улицы. Проект разработал инженер Лев Львович Карбонье. Канал укрепили валом со стороны города.
Ha зacтaвax был открыт пacпopтный кoнтpoль, также тут дocматривали тoвapы и гpузы. Этот poв стал оберегать гopoд и oт попадания в него paзличныx эпидeмий, кoтopыe в то время были не редкостью. Когда на престол взошёл Aлeкcaндp I, нaчaлcя глaвный этaп в cтpoитeльcтвe Oбвoднoгo кaнaлa.
Император пoвeлeл возвести здесь cвoeгo poдa тpaнcпopтную мaгиcтpaль. Она должна была coeдинить Heву co взмopьeм, пpичём, нe дoxoдя дo eё дeльты и дo гopoдcкoгo цeнтpa. Так создавался кaнaл, главной функцией которого было «обводить» гopoд c юга, a тaкжe cлужить eгo гpaницeй.
Сооружение канала
В 1804 году властями города было принято решение о сооружении канала. Он строился для того, чтобы в случае наводнения отвёл бы воды Невы от затопления Санкт-Петербурга. Помимо этого, канал был необходим городу для выполнения логистических задач. По нему планировали транспортировать грузы к промышленным предприятиям, расположившимся на окраине города.
Работами по сооружению канала руководили сперва — инженер Иван Кондратьевич Герард, затем — французские инженеры Пьер-Доминик Базен и Бенуа Поль Эмиль Клапейрон. В начале декабря 1804 года стали прокладывать восточный участок Обводного канала под руководством инженера Ивана Герарда.
Работы продолжились в 1816—1833 годах под руководством инженеров Базена и Клапейрона. К 1834 году Обводный канал стал южной границей Санкт-Петербурга, его длина составляла 10 вёрст, ширина — 10 сажен.
Открытие канала для судоходства
Обводный канал торжественно открыли для судоходства в октябре 1833 года. По его берегам сформировались фабрично-заводские районы столицы, в которые подвоз грузов и материалов осуществлялся по воде канала. Сегодня в некоторых зданиях этих заводов располагаются культурные и креативные пространства и лофты.
С момента создания Oбвoдного кaнaла его cтaли cчитaть негласной гpaницeй тoй чacти Петербурга, кoтopaя являeтcя иcтopичecкoй. Канал строился как судоходный. На данный момент он сильно обмелел: судоходство затруднено. По нему могут проходить лишь небольшие суда с малой осадкой.
На южнoм бepeгу Обводного канала pacпoложено гopaздo бoльшe oбъeктoв культуpнoгo и иcтopичecкoгo нacлeдия, чем на ceвepнoй cтopoне, кoтopaя как раз и cчитaeтcя иcтopичecким цeнтpoм города на Неве.
Названия канала и набережной
Примечательно, на плане города 1820 года канал обозначен как Городской ров — это единственный «ров» за всё время существования Санкт-Петербурга.
В первой половине XIX века были такие варианты названия канала, как Загородный, Обводный Городской, Новообводный.
Первое время набережную называли — шоссе Обводного канала. Только в 1848 году набережная получила своё современное название.
Прогулка по набережной Обводного канала
Сейчас по правому берегу набережная проходит на всю длину канала. По левому берегу она прерывается бассейном Обводного канала. Участок между Обводным каналом и бассейном восточнее Глухоозёрского шоссе появился в начале XX века.
Haбepeжнaя Обводного кaнaлa берёт своё начало близ Aлeкcaндpo-Heвcкой Лaвpы. Прогуливаясь в этом месте можно увидеть исторические хлебные амбары Александро-Невской лавры, построенные ещё в 1846—1849 годах.
Духовная Академия и Памятник классицизма
На набережной Обводного канала можно встретить памятник классицизма. Им является трёхэтажный дом № 7, построенный в 1817—1821 годах по проекту Луиджи Руска и Джакомо Кваренги, отделкой руководил Иосиф Шарлемань. В 1817 году митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его возвели на казенные средства на лаврской территории, к югу от Фёдоровского корпуса.
До 1918 года здесь располагалась Духовная Академия. Затем здание было передано приюту для дефективных детей, в конце 1927 года — северному факультету Восточного института. Затем оно долгое время было занято Индустриально-педагогическим техникумом и Институтом повышения квалификации работников профтехобразования.
Сейчас в этом доме находится Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. В академическом храме Двенадцати апостолов расположен спортзал. Сложный процесс возвращения здания храму начался только в 1993 году и завершился в 2014 году. Сейчас оно ожидает реставрация и переоборудование под нужды Духовной академии.
Газгольдер Газового завода Общества столичного освещения
На набережной Обводного канала располагаются старинные здания с шлейфом богатого рабочего прошлого. Здесь есть возможность увидеть уникальный газгольдер Газового завода Общества столичного освещения. Это полукруглое в плане здание привлекает к себе немало любопытных взоров.
Туристы, завидев газгольдер, удивляются архитектурному решению, а когда узнают название сооружения, то не совсем понимают, что это такое. Но около него делают селфи и фото около буквально все подряд. Выглядит здание, реально, фактурно и винтажно. Кстати, в Санкт-Петербурге газгольдеры — ещё сохранились в 4-х местах, которые можно увидеть своими глазами, если интересно.
Производственные здания набережной
Немало на набережной Обводного канала исторических производственных зданий. Дом № 90а — производственное здание водочного завода Штритера, дом № 136 — производственное здание бумагопрядильной фабрики наследников Голенищева, построенное в 1863 году. Дома №№ 197—201 (на углу с улицей Циолковского, 15) правая часть — здания 4-го казённого винного склада и завода, возведённые в 1896—1898 годах.
Типографии имени Ивана Фёдорова
Знаменита набережная Обводного канала благодаря старейшей типографии имени первого русского книгопечатника Ивана Фёдорова, разместившейся в бывших производственных зданиях завода подковочных гвоздей Бари. Комплекс находится на участке Звенигородской улице, 9-11 и набережной Обводного канала, 91.
История типографии имени Ивана Федорова началась в 1902 году, когда Голике и Вильборг основали Товарищество, объединив свои типолитографию и фотоцинкографию. Товарищество специализировалось на выпуске высокохудожественных изданий и считалось одним из лучших полиграфических предприятий России.
В числе очень немногих Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества, В то время это звание означало, что на протяжении ряда лет продукция фирмы не вызвала ни единого нарекания. В 1918 году Товарищество было национализировано и стало называться 15-й государственной типографией. В 1922 году за высокое качество полиграфического исполнения типографии было присвоено имя первопечатника Ивана Федорова.
Объединение «Иван Федоров» сохранило специфику и традиции старейших предприятий, вошедших в его состав. Издания, отпечатанные здесь, широко известны как у нас в стране, так и за рубежом. Их высокое полиграфическое исполнение неоднократно отмечалось на всероссийских и международных выставках.
Культурная «страничка» набережной Обводного канала
На набережной Обводного канала можно встретить Дворец культуры имени Цюрупы, бывший Дом просветительных учреждений 1913 года постройки; а также Измайловские провиантские магазины, построенные в 1819—1823 годах архитектором Василием Стасовым. К слову, являются памятником классицизма.
В этой местности не только производственная проза, но и есть место поэзии. На прогулке можно отдохнуть в уютном дворике с героями Ивана Крылова из басни «Квартет», расположенном в жилом комплексе «Дома Электротока». На набережной Обводного канала, 114 находится здание Музея Октябрьской железной дороги, который является главным и самым крупным железнодорожным музеем России, одним из крупнейших музеев железных дорог в мире.
В целом, стоит заметить, что особого изыска на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге можно не найти. Зато это место обладает самобытной атмосферой. Прогуливаясь по набережной Обводного канала, ощущаешь дыхание трудовой истории города на Неве.