Мост Александра Невского, Санкт-Петербург: развод 2023, история, фото, как добраться, отели

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург по праву считается не только Северной столицей, но и городом мостов, ведь за этой известной среди экскурсоводов и путеводителей формулировкой скрываются реальные цифры — более 800 переправ через Неву, каналы и небольшие речки. Есть среди инженерных конструкций по-настоящему уникальные объекты, например, разводной мост Александра Невского, названный в честь легендарного новгородского князя, творившего историю России задолго до основания города.

Общая длина моста Александра Невского — 909 метров, надводная часть занимает 629 метров. Такие габариты позволили создать трёхполосную автомобильную дорогу, отгороженную от пешеходного тротуара гранитными поребриками по обеим сторонам . Переправа считается также самым высоким мостом Санкт-Петербурга — разводной пролёт поднимается над речной гладью на высоту трёхэтажного дома, примерно 11,5 метра, что почти вдвое больше, чем у Дворцового моста.

Развод моста Александра Невского в 2023 году

График разведения переправы не меняется уже много лет. Проезжая часть перекрывается для автомобилей в 2:20 ночи, и остаётся закрытой до 5:10 утра. Развод напрямую зависит не только от сезона судоходства по Неве — с конца апреля по начало ноября, но и от погодных условий. Так, гидравлические конструкции запрещено приводить в действие в жаркие дни, когда температура воздуха превышает +25 о С в тени, а также в шторма при скорости ветра более 15 м/с.

Лучшим местом для наблюдения считается Синопская набережная в районе реки Монастырки у одной из пристаней, либо Малоохтинский проспект, напротив здания Гидрометеорологического университета. К обеим точкам нужно подходить заранее — у туристов будет всего 2 минуты — именно столько нужно разводным крыльям, чтобы подняться на полную высоту. Технические сбои настолько редкие, что их в шутку называют большим «везением» для зевак.

Приближаться к самой переправе в момент закрытия можно в составе экскурсионных групп на микроавтобусах, и только на отведённое сотрудниками ГИБДД расстояние. Запрета на фотографирование нет, но любые попытки проникнуть за пределы разрешённой зоны жёстко караются штрафами. Под разведённым сводом регулярно курсируют катера и теплоходы с туристами — удовольствие это недешёвое, но весьма популярное.

История

Фактическое возведение началось уже в 1960-м году. Задача была крайне непростой — чтобы опоры выдержали многотонную конструкцию, их приходилось вбивать на 35-метровую глубину, под водой, и в крайне неблагоприятных условиях. Для повышения прочности, впервые в советской истории использовались вантовые элементы — натяжные тросы из легированной стали, их, ради сохранения эстетики, решили скрыть под бетонной облицовкой.

Открытие моста Александра Невского стало настоящим событием, растянувшимся на полгода. В мае 1965-го года тысячи удивлённых ленинградцев могли видеть невероятное зрелище — на строение, по свежеуложенной развязке, въехала колонна полностью снаряжённых танков Т-34. Они двигались с одинаковой скоростью, чтобы протестировать прочность пролётов сильнейшими вибрациями от гусениц, и детище советских инженеров выдержало испытание на «отлично».

Торжественный запуск автомобильного движения состоялся в ноябре 1965-го, и буквально через 10 лет переправа столкнулась с первыми неприятностями. Разработчики учли всё, кроме агрессивных климатических условий — от постоянных перепадов температуры и высокой влажности гидроизоляция растворилась в битуме, а пушечное масло, которым смазывались металлические элементы, оказалось ненадёжным, ванты начали ржаветь.

Неравнодушные горожане практически сразу забили тревогу, но многочисленные проверки не обнаружили нарушений. Так продолжалось до 1982-го года, когда в Неву обрушился 17-тонный противовес одного из пролётов. По счастливому стечению обстоятельств обошлось без жертв, но громкое происшествие вынудило власти закрыть переправу. Несколько месяцев между левым и правым берегом курсировал паром, пока противовесные элементы не были заменены.

Капитальный ремонт стартовал лишь в 2000-м году, в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Северной столицы. Работы завершились в срок, и к пышному празднику мост Александра Невского получил не только новейшие несущие конструкции и разводную систему, но и декоративные элементы. По ночам его сверху освещают 500 фонарей с иллюминационными вставками, а на опорах установили прожектора для большего удобства прохождения экскурсионных судов.

Интересные факты

Дорожные службы Санкт-Петербурга ведут ежегодную статистику загруженности переправы. По приблизительным расчётам, каждый час по ней проезжает 10 тысяч единиц транспорта, включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и трамваи. Такой поток привёл к огромному количеству пробок — в настоящее время ведутся проекты по расширению развязки перед мостом, а также современного наземного перехода у съезда на Обводный канал.

Пролётные конструкции имеют необычную форму растянутой и перевёрнутой буквы V. Во время капитальной реставрации их пришлось укрепить новейшей разработкой — поперечными консольными балками. Сквозь них проходит арматура, ванты и силовые кабеля, подающие напряжение на гидравлическую систему развода. На сегодняшний день это единственное сооружение такого рода и такого уровня высокой инженерной сложности во всём городе.

До 2004-го года мост Александра Невского считался самой длинной переправой Петербурга. Открывшийся Большой Обуховский путепровод вместе с эстакадой занимает 994 метра. Явно проигрывает он только по ежедневной загруженности — юго-восточная окраина не имеет такого масштабного потока легковых автомобилей, как исторический центр, её больше используют для грузоперевозок. Да и архитектурная ценность новшества весьма сомнительна.

Новая статья:  Липецк - путеводитель, как добраться, где остановиться и что посмотреть

Пандусы по обоим берегам — не просто укреплённые конструкции, внутри них находятся инженерные помещения и блоки управления разводным механизмом. Нерабочее пространство одного из пандусов на левом берегу использовано с умом — ещё в советские годы его благоустроили для размещения парковочных мест, рассчитанных на 230 легковых автомобилей. В настоящее время решается вопрос о переносе стоянки, чтобы разгрузить движение.

В хорошую погоду пешеходная часть переправы считается отличной смотровой площадкой. С середины открывается необычный вид на Александро-Невскую лавру — православная святыня находится в шаговой доступности от левобережного съезда. Часто в экскурсии входит осмотр сразу нескольких достопримечательностей, включая отдельно стоящую Лазаревскую церковь, Митрополичий сад и современный Музей городской скульптуры.

Перед входом в лавру, напротив памятника великому князю, находится ещё одно место, которое не всегда включается в экскурсии — Тихвинское кладбище. Некрополь известен тем, что здесь захоронены десятки деятелей культуры и искусства — Чайковский, Римский-Корсаков, Достоевский, Жуковский — лишь малая часть знаменитых фамилий. Большинство надгробий охраняется и поддерживается в идеальном состоянии, рядом с ними нередко читаются полноценные лекции, посвящённые усопшим мастерам.

Сама площадь Александра Невского, примыкающая к мосту, имела непростую судьбу. Её несколько раз перестраивали, снося все дома, и последняя реконструкция была вызвана именно возведением переправы и последующим появлением гостиницы «Москва». Последнее обновление произошло в 2002-м году, когда центральную часть украсила монументальная скульптура новгородского князя, сидящего верхом на коне.

С 2017-го года ведётся активное улучшение движения в районе въезда на мост. По генеральному плану, здесь появится тоннель, который разгрузит автомобильный траффик на правом берегу Невы, что должно облегчить передвижение, в том числе и для туристов. Пока что точных данных о том, как всё будет выглядеть, не публикуется, но совершенно ясно одно — облик достопримечательности в скором времени изменится навсегда.

Юбилей Моста Александра Невского

60-летний юбилей отметит 5 ноября 2025 мост Александра Невского, который до сих пор остается самым длинным и самым высоким из разводных мостов Санкт-Петербурга. Перекинутый через Неву от площади Александра Невского к Заневскому проспекту, он соединил исторический центр с правобережными районами города.

История

Продолжить Невский проспект на правый берег Невы планировалось еще в 1930-е годы. На генеральном плане Ленинграда 1939 года обозначен новый мост между Красной площадью (ныне площадь Александра Невского) на левом берегу реки и площадью Челюскинцев и 1-й Охтинской прорезкой (ныне Заневский проспект) — на правом.

Мост на Генеральном плане развития Ленинграда 1939 года

Панорама будущего моста, согласно генплану развития Ленинграда 1939 года, фото из журнала «Архитектура СССР». Источник: https://babs71.livejournal.com/713991.html (блог краеведа Сергея Бабушкина)

Панорама будущего моста, согласно генплану развития Ленинграда 1939 года, фото из журнала «Архитектура СССР». Источник: https://babs71.livejournal.com/713991.html (блог краеведа Сергея Бабушкина)

Потребность в новом мосте стала особенно острой в 1950-х годах, когда на правом берегу Невы, в районе Заневского проспекта, развернулось активное жилищное строительство. Сооружение переправы было объявлено «градостроительной задачей особой важности».

Мост на Генеральном плане развития Ленинграда 1955 года

В 1959 году был объявлен конкурс на лучший проект моста через реку Неву в районе площади Александра Невского. В конкурсе приняли участие ведущие проектные организации Москвы и Ленинграда, которые подали 8 проектов плюс один вне конкурса. Первое место комиссия не присудила никому, второе место занял проект института «Лентрансмостпроект» (позднее — «Ленгипротрансмост», ныне ОАО «Трансмост»).

После доработки проект был принят в производство. Его авторы — инженеры А.С. Евдонин (ГИП), К.П. Клочков, Г.М. Степанов и архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис и Ю.И. Синица.

Эскизы проекта моста, 1959 год, материалы ЦГАЛИ СПб

Эскизы проекта моста, 1959 год, материалы ЦГАЛИ СПб

Строительство переправы началось в 1960 году под рабочим названием Старо-Невский мост. Это семипролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине имело длину 633 метра, а вместе с пандусами на обоих берегах—907,7 метров.

Мост Александра Невского стал самым длинным и самым высоким из разводных мостов в пределах города. В его проекте были применены передовые для того времени инженерные решения.

Для стационарных пролётных строений применены сложные конструкции с комбинированной предварительно-напряжённой арматурой, не имевшие аналогов в отечественном и зарубежном мостостроении. Впервые в СССР были использованы ванты — стальные тросы из легированной стали диаметром 70 мм. Они находились внутри полных внутренних железобетонных конструкций (в современных проектах мостов ванты выносятся наружу). Натяжение тросов регулировалось в зависимости от температурного режима.

Таким образом, мост Александра Невского можно условно назвать первым вантовым мостом в Петербурге. Эта технология позволила уменьшить количество пролетов, значительно увеличив их длину. Максимальный пролет моста — 123 метра, в 3–4 раза длиннее пролетов стандартных железобетонных мостов.

Новой для советского мостостроения стала и конструкция пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали в пролеты моста. Общий вес каждой конструкции превышает 5000 тонн.

Мост Александра Невского стал первой переправой в черте города, где фундаменты опор базируются на железобетонных сваях-оболочках большого диаметра. Речные опоры, состоящие из двух раздельных полуопор, установлены на сваях-оболочках диаметром 2 метра, опоры разводного пролёта — на сваях-оболочках диаметром 2 и 3 метра.

Разводное пролётное строение – металлическое двукрылое с криволинейным очертанием нижнего пояса, с гидравлическим приводом разводки. Противовесы размещены между массивными полуопорами и главными балками примыкающих железобетонных пролётных строений, что позволило уменьшить ширину опор разводного пролёта до 7 метров вместо обычных 11–12 метров.

Новая статья:  Финляндский вокзал, Санкт-Петербург: Гостиницы рядом, расписание поездов 2023, адрес, сайт, как добраться

В опорах разводного пролёта размещены механизмы разводки, пульты управления механизмами и судоходной сигнализацией и другие эксплуатационные устройства.

Мост Александра Невского стал одним из первых мостов в СССР, где была разработана и внедрена гидравлическая система, обеспечивающая более высокую надёжность, простоту разводки и обслуживания.

Чертеж поворотного механизма крыла моста Александра Невского, 1966 год, материалы ЦГАНТД СПб

К устоям на обоих берегах примыкают пандусы, в них разместили гаражи. С четырёх сторон моста соорудили лестничные спуски к Неве с гранитными ступенями и площадками. Одновременно были решены и транспортные развязки на обоих берегах Невы.

Строительство переправы продолжалось 5 лет, генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6».

Строительство моста Александра Невского

Строительство моста Александра Невского

Строительство моста Александра Невского

Табличка со сроками строительства переправы

15 мая 1965 года мост официально получил свое современное наименование — мост Александра Невского, по одноименной площади на левом берегу Невы. К ноябрю того же года переправа была готова к открытию. 1 ноября проведено испытание моста — по мосту была пущена колонна танков.

Танки на мосту Александра Невского, 1 ноября 1965 года, материалы ЦГАНТД СПб

Открытие переправы состоялось 5 ноября 1965 года, событие было приурочено к 48-й годовщине Октябрьской революции.

Реконструкции и ремонты

Хотя мост Александра Невского строился с применением передовых технологий, в проекте был допущен ряд ошибок, гидроизоляция со временем оказалась изношена, стальные ванты подверглись коррозии. Увеличилась и транспортная нагрузка на мост, по сравнению с проектной. Уже к 1967 году 56 тросов лопнули.

В 1982 году на мосту произошла авария: во время разводки произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла весом 700 тонн. Противовес отвалился и упал на дно Невы, где и лежит до сих пор.

Аварийные повреждения крыла разводного пролета

После аварии мост Александра Невского был закрыт на ремонт и налажена паромная переправа. Противовес заменили, и в 1983 году после проведенных испытаний движение на мосту возобновилось.

Испытания моста после ремонта

С июня 2000 по май 2002 года был выполнен капитальный ремонт переправы по проекту института «Стройпроект». Генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6». Проект предусматривал полную реконструкцию разводного пролета и усиление железобетонных конструкций постоянных пролетов. Строители заменили 12 километров вант-канатов, трубопроводы и всю гидроизоляцию, установили систему подклинки крыльев, капитально отремонтировали цилиндры, установили современную систему управления разводкой.

Движение по мосту Александра Невского закрывалось только на четыре месяца в период реконструкции разводного пролета, с декабря 2000 года по апрель 2001 года.

Затем небольшие ремонтные работы на мосту выполнялись в 2005 году, а в 2007 году была модернизирована компьютерная система контроля состояния моста и местоположения судов.

В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была смонтирована декоративная подсветка моста. В 2014 году ее заменили новой, более мощной.

Характеристики моста

Мост Александра Невского соединяет Центральный и Красногвардейский районы Санкт-Петербурга.

Мост представляет собой семипролетное сооружение (без учета двух эстакад пандусов: левобережная — четырехпролетная, правобережная — пятипролетная) протяженностью 907,7 метров и шириной 35,8 метра.

Для пропуска судов предусмотрен разводной пролёт размером в свету 50 метров, а также два постоянных пролёта размером в свету по 120 метров и высотой 11 метров, так что многие суда могут проходить под мостом, даже когда он наведен.

Разводка осуществляется посредством гидравлического привода. За три минуты крылья весом около 570 тонн каждое поднимаются на угол 74°.

Переправу освещают 760 светодиодных прожекторов.

Информация для туристов

С моста открывается вид на Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Петербурга. Монастырь, расположенный на левом берегу, был основан в 1713 году Петром I.

Мост Александра Невского — грандиозная переправа без архитектурных излишеств

Санкт-Петербург иногда именуют Северной Пальмирой, а временами Северной Венецией. Последнее название прямо указывает на то, что территория города покрыта сетью водных объектов – от небольших речушек до грандиозной Невы. Разных мостов и мостиков в Санкт-Петербурге более 800. Среди крупных мостов внимание привлекает разводной мост Александра Невского. Данное инженерное сооружение получило свое имя в честь новгородского князя, который внес существенный вклад в историю страны. К тому же он считается святым покровителем города на Неве.

История

Строительство моста Александра Невского в Санкт-Петербурге

После окончания войны строительство моста Александра Невского получило статус «градостроительный объект особого значения» и за разработку проекта с энтузиазмом взялись архитекторы и инженерные работники. В 1959 году был проведен закрытый конкурс, но ни один из предлагаемых проектов утвержден не был ввиду их неподъемной стоимости. В итоге строительство нового моста приобрело государственный статус и его проектирование поручили коллективу, возглавляемому Александру Авдонину, за плечами которого был опыт возведения не одного десятка мостов.

Трудности строительства

Строительство началось уже в 1960 году. Перед коллективом строителей стояла невероятно сложная задача – нужно было вбить опоры на глубину более 30 метров при чрезвычайно неблагоприятных условиях. Чтобы облегчить строительство, впервые в истории советского мостостроения использовали вантовые конструкции.

Строительство моста Александра Невского в Санкт-Петербурге

Окончание строительства

Мост Александра Невского построен в 1965 году – так гласит история. Но открытие объекта затянулось на полгода – шли разнообразные проверки прочности и других параметров сооружения. К примеру, по мосту прогнали танковую колонну. Тяжелые машины Т-34 были полностью снаряжены. Они двигались равномерно на небольшой скорости, чтобы убедиться в том, что пролеты моста выдержат подобную нагрузку. Все прошло «на ура» и, наконец, в ноябре 1965 года по мосту открыли автомобильное движение.

Новая статья:  Крымский мост, Крым, 2023: Строительство, новости, фото, видео, длина моста через пролив

Танки Т-34 на мосту Александра Невского

Проблемы эксплуатации

Минуло всего десять лет, когда выяснилось, что разработчики моста не учли климатический фактор. Из-за постоянной высокой влажности и частых перепадов температуры воздуха гидроизоляция растворилась в битуме, а масло, использующееся в артиллерии, оказалось непригодным для элементов моста – началась коррозия вантов.

Как обычно, первыми забеспокоились жители города, но чиновники к ним не прислушались. Организовывались проверки, которые не выявляли нарушений. Печальный и закономерный финал — в 1982 году в Неву рухнул 17-тонный противовес, обеспечивающий устойчивость одного из пролетов. К счастью, люди не пострадали, но мост пришлось закрыть.

Повреждения моста Александра Невского в Санкт-Петербурге

Реставрация моста

Мост Александра Невского было решено отреставрировать к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Удалось завершить реставрацию в срок, и переправа предстала перед жителями города в обновленном обличии. Оценить новые несущие конструкции и разводную систему визуально было сложно, а вот декоративные элементы порадовали петербуржцев. В темное время суток мост освещают пятьсот фонарей, а восемь прожекторов, установленных на опорах, освещают путь проходящим под переправой экскурсионным судам и сухогрузам.

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Описание

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге состоит из семи железобетонных пролетов и пандусов на одном и другом берегах. В середине находится разводной пролет. Длина моста составляет 629 метров, а вместе с пандусами – 907 метров. Ширина сооружения на всей протяженности составляет 35 метров. Поскольку в советское время правительство было нацелено больше на функциональность, то мост получился без архитектурных излишеств, присущих временам Российской Империи.

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Пролетным конструкциям моста в интересах надежности сооружения придали V-образную форму, которую перевернули и растянули. В процессе реставрации их укрепили инновационными на тот момент поперечными консольными балками. Внутри них находятся ванты, арматура и силовые кабели.

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Пандусы на берегах выполняют не только функцию пропуска машин к мосту. В подземных помещениях находятся системы управления разводным механизмом и инженерного сопровождения. Пандусы оборудованы парковкой на 230 машиномест.

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Сегодня мост Александра Невского является лучшей смотровой площадкой для обзора левого берега Невы, на котором сосредоточены разнообразные достопримечательности города. Например, Александро-Невская лавра, на территории которой находятся несколько соборов и церквей. В Некрополе лавры похоронены многие известные люди России. По обоим сторонам виднеются Володарский и Большеохтинский мосты. На площади Александра Невского стоит конная статуя Великого князя, а справа от нее расположена гостиница «Москва» — один из старейших отелей города.

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

Интересные факты

Невероятное событие произошло 21 августа 1963 года. Лайнер ТУ-124, пролетев на высоте нескольких метров над переправой, приводнился на Неву около Финляндского моста. Благодаря профессионализму пилотов, никто из пассажиров сильно не пострадал.

Самолет ТУ-124 на Неве

На переправе запрещено курить, поскольку окурки могут попасть в служебные помещения, вследствие чего возможны нежелательные последствия.

Развод моста

Мост Александра Невского разводится в период судоходства ежедневно с 2:20 до 5:10 утра. Перед началом развода собирается огромное количество зевак по обеим сторонам Невы. Парковка возле переправы со стороны Малоохтинской набережной забита автомобилями наглухо, поэтому при благоприятной погоде лучше приезжать заблаговременно. Мост разводится за пару минут, и обычно под всеобщее ликование.

Развод моста Александра Невского в Санкт-Петербурге

Совет! Актуальный график развода моста Александра Невского смотрите на официальном сайте Мостотреста.

Как добраться

Мост Александра Невского находится в пешей доступности сразу от двух станций метро – «Площадь Александра Невского» и «Новочеркасская». Будьте осторожны, тротуары на переправе очень узкие по современным меркам, в час пик на ней много пешеходов, велосипедистов и самокатчиков. К тому же из-за высокой транспортной загруженности на мосту очень шумно. Но эти недостатки перекрываются красивыми фотоснимками на фоне Невы.

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

  • От «Площади Александра Невского» – 500 метров или 6 минут пешком мимо памятника Александру Невскому.
  • От «Новочеркасской» – 750 метров или 10 минут ходьбы по Заневскому проспекту.

Если вы хотите доехать на развод моста на собственном автомобиле, велосипеде, самокате, то пролистайте страницу до карты Санкт-Петербурга и нажмите на кнопку «Как добраться» в нижнем левом углу. Вам будут предложены все возможные пути от вашего местоположения до конечной точки.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Вам будет интересно!

0 618

Мемориал «Журавли» на Невском воинском кладбище

0 898

Водонапорная башня Обуховского завода — старинный замок из сказок про принцесс

0 974

Благовещенский мост — первая разводная переправа в Санкт-Петербурге

5 1.4K

Оставьте комментарий