История подземелья. Как строился Новосибирский метрополитен?
Новосибирск с 60-х годов по численности населения был и остаётся третьим городом в стране. С момента основания Новосибирску понадобилось всего 69 лет, чтобы стать городом-миллионником! (Это произошло в 1962 году.) Для сравнения, чтобы перевалить за миллионный барьер, Нью-Йорку потребовалось 250 лет, а Москве – 700! Поэтому строительство метрополитена было только делом времени.
Спасение под землёй
Из-за колоссального роста населения городская транспортная инфраструктура не поспевала за растущим, как на дрожжах, пассажиропотоком. К тому же стремительно развивалась наука и промышленность – всё это давало большие перспективы для дальнейшего роста.
Новость по теме
«Почти на всех остановках транспорта собирались десятки человек, – рассказывает пенсионерка Светлана Соколова. – Когда подходил автобус, люди просто стервенели: чтобы утрамбовать пассажиров, оставшиеся на улице мужчины разбегались и со всего маху врезались в висящих на подножке людей. Самое интересное, что никто в автобусе не возмущался. На работу приезжали мятыми, с оторванными пуговицами и с оттоптанными ногами».
А когда происходили природные катаклизмы – сильный гололёд – и транспорт вставал намертво, людям приходилось идти несколько километров пешком (в том числе через мост в сильный мороз). Ведь опоздание в советское время грозило серьёзными неприятностями.
Поэтому специально созданная группа специалистов во главе с руководителем отдела транспортных проблем института «Новосибгражданпроект» Вячеславом Борисовским провела необходимые расчёты и доказала местной власти, что у мегаполиса без метрополитена нет будущего.
Согласно их исследованиям, к 1985 году в городе мог наступить транспортный коллапс. Они составили «Схему развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года». По их расчётам, метрополитен должен состоять из трёх линий протяжённостью 52 км (36 станций): Ленинская линия (18,6 км), Кировская (24,4 км), Дзержинская (10,8 км). Ленинская и Кировская должны соединить правый и левый берега. В 1971 году план строительства метро одобрил Новосибирский горисполком и облисполком, которые отправили все материалы на экспертизу в Госплан СССР, Госплан РСФСР и Госстрой РСФСР.
Летом, в августе 1972 года в Новосибирск прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который пообещал рассмотреть вопрос о строительстве метрополитена. Но Совет министров РСФСР утвердил проектирование и строительство первой очереди метрополитена только спустя 3 года.
Грандиозная стройка
Строительство началось 12 мая 1979 года, и к декабрю уже вовсю кипела работа над будущими станциями «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». И хотя был практически закрыт весь центр города, что доставляло много неудобств, никто на это не жаловался – очень ждали метро.
Новость по теме
«Приехав в город, первым делом я начал формировать бригады метростроевцев, – вспоминает директор «Новосибирскметростроя» Михаил Немилостивых. – На строительстве метро работало более 2 тыс. человек. Подавляющее большинство из них были шахтёры из Кузбасса и инженеры – из выпускников СГУПСа. Для прокладки тоннелей использовали три горнодобывающих комплекса. Впервые стали использовать грузовики для вывоза грунта. Например, в Москве для этих целей в тоннелях прокладывали узкоколейку и вагонетками вывозили землю в створ, откуда поднимали на поверхность. А в Новосибирске метро было неглубоким, поэтому строили открытым способом».
Строили тогда очень быстрым темпом: Ленинскую линию из 5 станций завершили за 6,5 года. Отделкой и дизайном станций занимался «Метропроект». Мрамор и гранит добывали в районах области, а облицовочные материалы заказывали на месторождениях Урала, Грузии, Прибайкалья, Подмосковья и Карелии. Но новосибирские станции тем не менее выглядят намного беднее московских и питерских – денег на «высокохудожественные вещи» не хватало.
Переход через Обь сначала предполагали сделать под водой тоннелем или привязать трассу к опорам Коммунального моста. Но в конце концов решили построить мостовой переход. Проектированием метромоста через реку Обь занимались специалисты институтов «Ленгипромост» и «Новосибметропроект». Летом 1980 года на берегу Оби вбили первый колышек с надписью: «Ось моста», а в августе начались строительные работы. Общая длина этого сооружения 2,1 км. В Новосибирске конструкцию пролётных строений и метод надвижки применили впервые в истории отечественного метростроения.
В ночь с 19 на 20 декабря 1985 года провели испытание конструкций метромоста: четыре состава по 5 вагонов общим весом 1,3 тысячи тонн несколько раз проехали с одного берега на другой. Затем 5 поездов остановились и некоторое время постояли на самом мосту. Только после этого комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.
Аттракцион для поцелуев
Новость по теме
28 декабря 1985 года Госкомиссией был подписан акт о приёме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Уже 7 января 1986 года метрополитен открыл свои двери первым горожанам. «Первые месяцы метро стало главным аттракционом для жителей не только мегаполиса, но и всей области, – вспоминает житель Новосибирска Александр Трубицин. – Чтобы купить жетончик на проезд в подземке, который стоил тогда 5 копеек, у разменного автомата собирались такие длинные очереди, что «хвост» стоял на улице. В вагоны набивались, как кильки в банки. Пассажиры лезли друг другу чуть ли не на головы и то там, то здесь кричали о том, что их сейчас «раздавят». Но были и свои плюсы: через некоторое время, когда ажиотаж спал, многие влюблённые облюбовали метро в морозы как место для свиданий и поцелуев. Да и город вздохнул свободнее».
Строительство второй очереди началось в 1990 году, в которую входили станции «Фрунзенская» (сегодня – «Маршала Покрышкина»), «Берёзовая роща» и «Гусинобродская» (сегодня – «Золотая нива»). В 1993 году планировалось завершить переезд от станции «Сибирская» до станции «Берёзовая роща». Но из-за разразившегося в 1993 году экономического кризиса строительство этой линии пришлось заморозить. Далее подземку строили очень медленно: каждая очередная станция появлялась только через 5 лет. Долгожданная тринадцатая – «Золотая нива» – открыла двери для пассажиров только 9 февраля 2011 года и стала последней на сегодняшний день. Строительство станции «Спортивная», как и других линий метрополитена, до сих пор только на бумаге и в мечтах сибиряков.
Новосибирский метрополитен. 7 фактов
Новосибирский метрополитен стал для города таким же важным фактором развития, как железная дорога – сто лет назад. Благодаря тому, что подземка соединяет два берега Оби, она никогда не пустует, в отличие от нескольких других российских метрополитенов. А метромост и вовсе стал одним из самых узнаваемых символов мегаполиса. Каждый горожанин знает, что это сложное техническое сооружение побило все рекорды: новосибирский метромост – самый длинный на планете (вместе с береговыми эстакадами — 2145 м, 908 м из них – русловая часть). Но это не единственный примечательный факт о нашем метро.
От идеи стройки до запуска прошло 30 лет
Впервые идею построить в столице Сибири метро озвучили в 1954 году, когда перспективу подземки внесли в Генплан развития Новосибирска. Миллионный житель в мегаполисе родился 9 июля 1962 года, а города-миллионники по негласному советскому стандарту могли всерьез претендовать на сооружение метро.
В 1975-м Алексей Косыгин, председатель Совета Министров СССР подписал постановление с текстом: «Разрешить приступить к проектированию первой очереди метрополитена в г. Новосибирске». Первую сваю на месте будущей станции Октябрьская забили 12 мая 1979 года, а ввели метрополитен в эксплуатацию 7 января 1986 года.
Читайте также
Счет пассажирам пошел на миллиарды
Миллионного пассажира Новосибирский метрополитен перевез в 1986 году, а миллиардного – в 1999-м.
Впечатления от поездок в открывшемся в конце 80-х новосибирском метрополитене с редакцией АиФ-Новосибирск поделилась читательница Маргарита Терешкина : «Я тогда была школьницей-старшеклассницей. Торжественное открытие метрополитена было назначено на выходной, но, как обычно, это было мероприятие для ВИП-персон. Поэтому на следующий день, в понедельник, едва ли не четверть нашего класса убежала с уроков, чтобы покататься в метро. Запустили, если мне не изменяет память, линию из пяти станций: «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный проспект». Проезд стоил пять копеек. На станциях были разменные автоматы, куда можно было опустить монеты 15-, 20-, 50-копеечного достоинства и получить горсть пятачков. Мы опускали сразу полтинник и обретали возможность проехать на метро десять раз. Мы выходили на каждой станции, поднимались на поверхность, смотрели, где расположен павильон, потом спускались обратно, снова платили пятак и ехали на следующую станцию.
В метро была особая атмосфера, создаваемая запахом креозота, интерьером подземных станций, прохладой. А главное, не было толчеи, присущей наземному общественному транспорту. Поэтому пребывание в метро настраивало на неторопливые философские размышления…»
На станциях нельзя спастись от ЧС
В Новосибирском метрополитене 32 эскалатора. На самом длинном 150 ступеней, на самом коротком – 75. Почти все станции расположены близко к поверхности земли и не могут быть убежищами. Самая глубокая станция – «Сибирская» (15 метров от поверхности земли). Самый короткий перегон «Заельцовская» – «Гагаринская» (927 метров).
Станция, которая существует только на карте
Проектировщики метрополитена предполагали, что городские власти займутся развитием спортивной инфраструктуры на левом берегу Оби, а потому запланировали на Ленинской линии станцию «Спортивная».
Читайте также
Едва начатое под эстакадой моста строительство законсервировали, когда стало ясно, что грунты в этой местности слабые, требуют долгой и дорогой подготовки, а турбазы поблизости вовсе не растут, как грибы. Так что «Спортивную» законсервировали до лучших времен. Впрочем, здесь есть совмещенная подстанция, и достроить станцию можно будет при развитии прилегающей территории.
Первое в стране метро без дрожи
При сооружении перегона от «Сибирской» до «Маршала Покрышкина» новосибирские метростроители разработали и применили особую конструкцию пути с виброзащитой. Благодаря резиновой прокладке, которая гасит вибрацию, стало возможно проводить тоннель очень близко к жилым домам. Опыт новосибирцев теперь применяют во всей России.
Только щит поможет строителям победить воду
Между станциями «Березовая роща» и «Золотая нива» действует только один тоннель. Второй остается недостроенным – нужно пробить еще около полукилометра грунта, но нужный механизированный проходческий щит подрядная организация перевезла сначала в Сочи, а потом в Москву. Без этой техники строительству мешает, в частности, обилие подземных источников.
На прочность мост испытывали солдаты-штрафники
В ночь проверки свежепостроенного метромоста на него вывели четыре состава из пяти вагонов, в каждый из которых солдаты дисбата погрузили по 650 мешков с песком (весом в 50 кг). Общий вес нагрузки достиг 1300 тонн. Поезда сначала несколько раз проехали по мосту, а затем некоторое время постояли на нем. Комиссия не зафиксировала никаких отклонений от нормативного поведения стальных конструкций.
Смотрите также:
- Тайны сибирской подземки: с какими трудностями сталкивались «первопроходцы» →
- История подземелья. Как строился Новосибирский метрополитен? →
- Появился график работы новосибирского метро 31 декабря →