Павильон . Центр «Космонавтика и авиация»
Регистрируйтесь в программе лояльности «Друзья ВДНХ», чтобы получить скидку на билеты в центр «Космонавтика и авиация».
После регистрации вы получите накопительную виртуальную или пластиковую карту. Базовый уровень скидки — 5%.
Описание
История
О месте
В центре «Космонавтика и авиация» можно увидеть более 120 уникальных образцов летательной и космической техники, экспонаты оборонно-промышленных предприятий, свыше 2 тысяч редких архивных документов, фотографий и видеоматериалов об истории космических достижений. Также в павильоне работает сувенирный магазин ВДНХ.
С правилами посещения музейно-выставочных площадок можно ознакомиться по ссылке.
Читать дальше
Когда построен, кто автор
Построен в 1939 году.
Архитекторы — И.Г. Таранов, В.С. Андреев, Н.А. Быкова.
Скульптуры и барельефы — С.Д. Меркуров (1881–1952).
Реконструирован в 1954 году по проекту архитекторов В.С. Андреева, И.Г. Таранова.
Главный конструктор — М.М. Лимановский, конструктор купола — Г.Б. Гордон. В результате реконструкции единое здание павильона имело двойной номер — –34.
Смена названия
До 1954 года — «Механизация».
В 1954–1956 годах — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР».
В 1956–1966 годах — «Машиностроение».
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
В отреставрированном павильоне «Космос» () работает музейный комплекс мирового уровня — центр «Космонавтика и авиация». Огромное выставочное пространство, посвященное отечественной истории освоения космоса, стало важнейшим этапом возрождения Выставки.
События на этой площадке
Показать еще
Расписание
Выходной
Вт — Вс
11:00 — 22:00
Время работы касс
10:45 — 21:00
Вход в центр при наличии билета
до 21:15
Удобства
Wi-fi
Оплата картой
Туалеты
Программа лояльности «Друзья ВДНХ»
Сервис аренды зарядок «Бери заряд»
Стоимость билетов
Стандартный билет
500 руб.
Стандартный билет по карте «Мир»
400 руб.
Льготный билет
250 руб.
Для пенсионеров, студентов, школьников (по предъявлению документа в кассе)
Бесплатный вход
— Дети-сироты
— Дети, оставшиеся без попечения родителей
— Дети до 6 лет (включительно)
— Дети-инвалиды
— Инвалиды 1 и 2 группы
— Сопровождающие инвалидов 1 группы и детей-инвалидов
— Ветераны ВОВ и боевых действий
— Члены семей с тремя и более детьми (до достижения младшему ребенку возраста 18 лет)
— Работники АО «ВДНХ», КП «ВДНХ», АО «ВДНХ ЭКСПО», ООО «Торговый дом «Выставка достижения народного хозяйства», ЗАО «УТЭ»
— Работники бюджетных учреждений культуры РФ
— Члены международного совета музеев ICOM
— Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву
— Герои Советского Союза и России
— Пенсионеры РФ (по вторникам до 17:00, кроме праздничных дней)
Программа лояльности
Станьте участником программы лояльности «Друзья ВДНХ» и приобретайте билеты в музеи со скидкой.
Входной билет + аудиогид
от 300 руб.
Дополнительные услуги
Обзорные экскурсии по сеансам
Дни проведения: со вторника по воскресенье.
Время проведения: 11:30, 12:30, 13:30, 14:30; 15:30, 16:30, 17:30, 18:30; 19:00, 20:00.
Продолжительность: 60 минут.
Количество посетителей в группе: до 20 человек.
Языки проведения: русский.
Условия проведения: без предварительной записи для группы, собравшейся из индивидуальных посетителей.
Для посещения необходимо: приобрести входной билет на сайте cosmos.vdnh.ru и билет на экскурсионное обслуживание.
Экскурсии по индивидуальным и групповым заявкам
Дни проведения: со вторника по воскресенье.
Время проведения: 11:00 до 22:00.
Продолжительность: 60 минут.
Количество посетителей в группе: до 35 человек.
Языки проведения: русский, английский, немецкий, французский, итальянский.
Условия проведения: только по предварительной записи по тел. +7 (495) 966-19-29 или e-mail: [email protected]
Стоимость посещения экскурсии на русском языке: для группы до 5 чел. — 2000 руб., до 10 человек — 3000 руб., до 20 человек — 3500 руб., до 30 человек — 4000 руб., до 35 человек — 4500 руб.
На иностранном языке: для группы до 5 чел. — 2500 руб., до 10 человек — 3500 руб., до 20 человек — 4000 руб., до 30 человек — 4500 руб., до 35 человек — 5000 руб.
Для посещения необходимо: приобрести входной билет на сайте cosmos.vdnh.ru и билет на экскурсионное обслуживание.
Контакты
Телефон
E-mail
Адрес
Проспект Мира, 119, павильон №34
Сайт
История создания
Согласно первому генеральному плану ВСХВ, в центре восьмиугольной площади Реконструкции сельского хозяйства, соединенной аллеей с площадью Народов СССР, должен был возвышаться павильон «Механизация», увенчанный декоративной башней. Автором проекта этого сооружения, как и всего планировочного решения, стал В.К. Олтаржевский.
Комплекс Выставки, созданный к 1937 году в честь 20-летия Октября, формировался по принципу постепенного развертывания отдельных ансамблей. С каждой новой наблюдательной точки перед посетителем открывались новые перспективы площадей и отдельных звеньев Выставки. Преимуществом такого планировочного решения была возможность осмотра выставочного комплекса в кратчайший срок и с наименьшими затратами энергии. Именно для этого создавалась система плавно переходящих одна в другую площадей, окаймленных павильонами с расходящимися от них аллеями и периферийными зонами. Различные по силуэту высотные доминанты чередовались с невысокими «плоскими» павильонами, обладающими яркими входными группами. Так формировалась единая, свободная по восприятию картина. В этом контексте крупнейшим после «Центрального» должен был стать белоснежный павильон «Механизация».
Увы, это выразительное по своему архитектурному образу здание оказалось практически бесполезным. Оно не справлялось с задачей демонстрации нескольких сотен моделей тракторов, комбайнов, машин и самолетов, используемых в сельском хозяйстве. Усугубило положение возведение по соседству шести республиканских павильонов, что не позволяло освободить окружавшие «Механизацию» пространства площади от потоков посетителей. А в июне 1938 года В.К. Олтаржевский был сослан в Воркуту, и это поставило крест на «деревянном небоскребе».
Ко дню открытия ВСХВ 1 августа 1939 года под руководством главного архитектора Москвы В.В. Чернышева ансамбль Выставки преобразился. Количество высотных акцентов значительно уменьшилось в сравнении с первоначальными планами, а павильон «Механизация» протянулся над Главной аллеей к прудам ВСХВ в виде огромного эллинга по проекту И.Г. Таранова, В.С. Андреева и Н.А. Быковой.
Главный фасад этого здания из стали, стекла и бетона выходил на площадь Механизации. Сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах, были видны с любой точки Выставки. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».
К 1954 году павильон расширил свою экспозицию и потому теперь носил название «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой эллинг старого павильона получил продолжение в виде двухэтажного купольного зала. Высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 м (общая высота павильона — 75 м).
Пролет входной арки был выполнен из зеркального стекла, что особенно украшало павильон ночью при включенной подсветке. По обе стороны главного фасада находились граненые башни, увенчанные скульптурами рабочего-механизатора и колхозницы-комбайнера. Передние грани башен были покрыты барельефами на темы механизации и электрификации сельского хозяйства, а монументальный фриз, визуально связывающий оба башенных объема, в центральной части был объединен с антефиксом, декорированным гербом СССР и портретами великих творцов советской державы — В.И. Ленина и И.В. Сталина.
История экспозиций
Изначально в павильоне были представлены такие тематические направления, как «Тракторная и автомобильная промышленность», «Сельскохозяйственное машиностроение», «Технологии механизации возделывания зерновых культур и трав», «Способы освоения новых и осушение заболоченных земель», «Механизация в сельскохозяйственном производстве и в животноводстве», «Авиация и ее применение в сельском хозяйстве», «Электрификация сельского хозяйства», и многие другие. Логическим продолжением этой многопрофильной экспозиции служил участок «Типовая усадьба МТС», расположенный в центральной части раздела «Новая советская деревня».
В 1956 году основной тематикой внутреннего содержания павильона стало машиностроение. В 26 залах и на двух открытых площадках гости Выставки могли видеть кузнечно-прессовое, литейное и крупногабаритное металлорежущее оборудование; технику, применяемую в области цветной и черной металлургии; контрольно-измерительные приборы и автоматы; фрезерные, шлифовальные, зубообрабатывающие, токарные, сверлильные, револьверные, координатно-расточные станки и станки часовой промышленности, а также автоматические линии из модернизированных станков. Были здесь приборы для электроизмерений и теплотехнического контроля; газоанализаторы и приборы регулирования; оборудование для оптической и киномеханической промышленности. Большой популярностью пользовался раздел, посвященный стандартизации и метрологии.
В 1961 году в стенах павильона разместилась временная экспозиция «Градостроительство», а в рамках Международной выставки машин и сельскохозяйственной техники на ВДНХ СССР (1966) здесь была представлена советская промышленность.
Постепенно большинство разделов масштабной экспозиции «Машиностроение» разрослось настолько, что потребовало отдельных зданий. Именно эти разделы превратились в самостоятельные экспозиции, размещенные в ходе подготовки к сезону 1964 года в залах бывших республиканских павильонов.
Позже в рамках создания на ВДНХ СССР глобальной выставки в честь 50-летия Октября знаменитый «эллинг» пополнили достижения из области освоения космоса. От истории развития ракетной техники посетитель мог перейти к моделям искусственных спутников, ознакомиться с техническим оборудованием и системой жизнеобеспечения космонавта. А перед павильоном, посреди круглого бассейна от неосуществленного фонтана «Колос» (В.И. Долганов, К.И. Павлова), был построен «Космодром» по проекту Л.И. Мариновского. Эти и многие другие интересные экспонаты, представленные в виде панно и интерактивных макетов, неизменно приводили в восторг гостей Выставки.
Таким образом, с 1967 по 1991 год в стенах павильона и на прилегающей к нему территории одновременно размещались две экспозиции — «Космос» и «Машиностроение». Именно с тех пор это здание помечается двумя номерами — 32 и 34.
В 2014–2015 годах «Космос» принимал у себя знаменитую экспозицию «Механика чуда» — это выставка объектов, созданных для церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Выставка прошла с большим успехом.
Космический челнок «Буран» (Интерактивный музейный комплекс «Буран»)
В августе 2015 года в столичном выставочном центре ВДНХ состоялось открытие интерактивного музейного комплекса «Буран». Он расположен внутри макета одноименного орбитального корабля неподалеку от павильона № 20, примерно в 10 минутах ходьбы от центрального входа.
Посмотреть экспозицию можно только в составе группы вместе с гидом. Они формируются каждые 20 минут. Продолжительность увлекательной экскурсии составляет 45 минут. Приобрести билет можно непосредственно перед мероприятием в кассе или на официальном сайте. Для детей в возрасте до 6 лет, а также льготных категорий граждан — сирот, инвалидов, ветеранов ВОВ, членов многодетных семей, вход — свободный. Также абсолютно бесплатно посмотреть космический челнок «Буран» могут все желающие в будние дни с 11:00 до 15:00, и в третье воскресенье каждого месяца.
Экскурсия
Рядом с макетом орбитального корабля «БТС-001» находится павильон, откуда и начинается познавательная экскурсия. Группе гостей сначала предлагают посмотреть фильм, который кратко повествует об истории программы «Энергия-Буран». Посетителям расскажут, какие события предшествовали началу внедрения вышеупомянутой программы, как она выполнялась, и чего удалось достигнуть. В небольшом кинофильме упоминаются главные отличия «Бурана» от «Спейс Шаттла».
Над созданием огромного орбитального корабля трудились около 2,5 миллионов разработчиков, инженеров, ученых и конструкторов, приглашенных с 1300 предприятий со всей страны. Проектные и строительные работы выполнялись на протяжении 12 лет. Для внедрения идеи в жизнь пришлось разработать примерно 80 новых материалов. Для отделки ракетоплана применялась керамическая плитка, способная выдержать его прохождение сквозь плотные атмосферные слои, защищая от воспламенения.
Макет космического орбитального корабля «Буран», © Сергей Василец
После этого экскурсионной группе предстоит пройти из павильона внутрь макета космического челнока по рукавам-переходам, напоминающим реальные космопорты. На борту «Бурана» гид рассказывает о конструкции корабля и его особенностях. Здесь же продолжается знакомство с историей ракетоплана и особенностях каждой детали. Внутри установлены специальные тачскрины. Чтобы посмотреть интересующую информацию с иллюстрациями, достаточно просто прикоснуться к экрану.
Далее посетителям предлагают пройти в носовую часть корабля. В его верхней части реконструирован командный отсек. Здесь есть настоящая панель приборов и кресло космонавта, роль которого играет манекен, облаченный в скафандр «Стриж». Кульминация экскурсии — это посещение нижнего яруса, где все желающие смогут почувствовать себя истинными летчиками-испытателями. Каждый может попробовать свои силы и самостоятельно посадить ракетоплан на космодром «Байконур» с высоты, равной 80000 м. Во время такой имитированной посадки можно будет насладиться невероятными видами планеты Земля. А уже после приземления увидеть пролетающий мимо истребитель над соседней взлетно-посадочной полосой. Такой мультимедийный аттракцион буквально реалистично передает посадку «Бурана».
Реконструированный командный отсек, © Официальный сайт музея
История
Ракетоплан «Буран» — единственный настоящий макет корабля, который совершал полет 15 ноября 1988 г. Он стартовал при помощи ракетоносителя «Энергия» с космодрома «Байконур». Продолжительность полета составила 205 минут. За это время он дважды облетел Землю и приземлился на аэродроме. Экипажа на борту не было, управление осуществлялось в автоматическом режиме посредством бортового программного обеспечения и компьютера. Именно благодаря этому «Буран» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Знаменательному полету вокруг планеты Земля предшествовали многолетние разработки макетных образцов. Некоторые технические решения применяются в практике до сих пор.
В 1993 г. программа «Энергия-Буран» была закрыта. До 2002 г. ракетоплан хранился на Байконуре, однако в результате обвала крыши корабль был разрушен. Специалистами был сконструирован полноразмерный макет и установлен в парке Горького в качестве аттракциона. Он находился там до 2011 г. включительно. В 2014 г. было принято решение переместить макет космического челнока на ВДНХ.
Все желающие виртуально могут совершить посадку «Бурана», © Офицальный сайт
Как добраться
Доехать до выставочного комплекса ВДНХ, где расположен космический челнок «Буран», можно на личном автомобиле, общественном транспорте или такси. Возле парка, а также на его территории есть платные парковки.
На метро и монорельсе
Возле ВДНХ расположено несколько станций метро. До станции «ВДНХ» и «Ботанический сад» можно доехать по ветке № 6. Отсюда до места назначения придется пройти пешком около 10–15 мин до главного входа в ВДНХ. Также сюда можно добраться на монорельсе. Ехать следует до станции «Выставочный центр» на транспорте, следующему по маршруту № 13.
На электробусе
Чтобы посетить интерактивный музейный комплекс «Буран», следует доехать до остановки «ВДНХ Южная». Здесь курсируют электробусы № т36, т73.
На трамвае
На трамвае, следующему по маршрутам № 11, 17, 25, можно добраться до остановки «ВДНХ Южная». На этом же общественном транспорте можно доехать до остановки «ВДНХ Северная».
На автобусе
До объектов, расположенных на территории ВДНХ, в т. ч. и космического челнока «Буран», гости могут добираться на маршрутном транспорте. А до самого выставочного центра можно доехать на автобусе, который следует по маршрутам № 15, 56, 136, 154, 195, 244, 375, 428, 544, 803, 834. Выходить нужно на остановках «ВДНХ Южная» или «ВДНХ Северная».
На такси
Для заказа такси в Москве можно воспользоваться сервисом Яндекс.такси. Также свои услуги предлагают различные фирмы — Москва-24, Ё-такси, Копейка, Престиж, Тудей, Ритм, Таксишка24 и др.
Макет космического корабля Буран и здание музея на ВДНХ
На видео виртуальная посадка орбитального корабля «Буран БТС-001» на космодром Байконур в интерактивном музее