Эолова арфа в Пятигорске
Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске — памятник архитектуры федерального значения, являющийся популярной достопримечательностью и одним из символов города возрастом почти в 200 лет. С высоты Эоловой арфы открывается панорамный вид на город Пятигорск и окрестные поселки — Горячеводский и Свободы, а также природные красоты Кавказского хребта.
Именно с этой смотровой площадки перед туристами предстает наиболее узнаваемый и удачный вид на курорт.
Эту круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн, можно увидеть, совсем немного удалившись к востоку от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук. Неподалеку от Эоловой арфы расположены несколько санаториев, действующих здесь уже много лет, минеральные питьевые источники и ванны, а также такие известные места Пятигорска, как грот имени Лермонтова и Академическая галерея.
Возле этой музыкальной беседки всегда достаточно много людей, отдыхающие любят бывать здесь как в дневное время, так и в вечернее, когда Эолова арфа красиво подсвечивается. В настоящее время площадка рядом с беседкой оборудована и благоустроена: дорожки вымощены камнями и установлены скамейки, где можно отдохнуть под прекрасные звуки арфы. В летние месяцы здесь часто продают сувенирную продукцию, включая открытки с изображениями беседки.
История Эоловой арфы
Создателем проекта Эоловой арфы является Джузеппе Бернардацци, который вместе со своим братом Джованни был первым архитектором таких городов на Кавказе, как Пятигорск и Кисловодск. Именно благодаря работе братьев Пятигорск стал благоустроенным популярным курортом и центром культурной жизни в первой половине XIX века. В это же время здесь жил и работал М. Ю. Лермонтов, изложивший многие свои наблюдения, связанные с городом, в повести «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени».
Строительство беседки началось в 1830-м году и закончилось в октябре 1831-го. Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе Ф. П. Конради — главного курортного доктора, было решено установить музыкальное устройство, очень популярное в те времена в Европе и уже появившиеся в главных городах России — Москве и Санкт-Петербурге, — эолову арфу. Две эоловы арфы были заключены в круглый деревянный корпус, соединенный с флюгером или так называемым «крылом», установленным на куполе беседки и служившим для поворота конструкции таким образом, чтобы ветер мог играть на струнах инструмента. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта.
Несмотря на то, что музыкальный инструмент демонтировался перед наступлением холодов, неоднократно исправлялся и настраивался, в 1861 году он окончательно вышел из строя и на несколько лет беседка осталась без звукового сопровождения. В 1890-х годах в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.
Во время гражданской войны площадка вновь стала использоваться как наблюдательный пункт. Капитальный ремонт беседки был проведен лишь в 1950 году.
В 1972 году павильон был снабжен электронной «эоловой арфой», это уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, проработало здесь 20 лет. В настоящее время в беседке работает современная акустическая аппаратура, установленная в 2008 году, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра. Однако те посетители, кто слышали звучание прежнего инструмента, вспоминают его с ностальгией.
Интересные факты
С самого начала своей истории Пятигорская Эолова арфа, основная часть которой выполнена из машукского камня, а купол — из отштукатуренного дубового каркаса и листового железа, стала весьма популярна как среди гостей курорта, так и среди творческих личностей. Помимо Лермонтова, описавшего ее в своем произведении, поэты посвящали этой музыкальной беседке стихи, а художники и фотографы старались запечатлеть ее в своих работах в разные времена года.
Под воздействием времени внешний облик беседки претерпел некоторые изменения и значительно упростился, однако это место по-прежнему притягивает большое количество посетителей. Удачное расположение беседки позволяет в полной мере полюбоваться красотой здешних пейзажей, а вдалеке увидеть высочайшую вершину России — Эльбрус.
Эолова арфа входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка на ней.
Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске — панорама на Google Maps
Как добраться до Эоловой арфы в Пятигорске
Так как беседка находится на возвышенности, то найти ее несложно — ее видно практически со всех ближайших улиц города. В парке рядом с Эоловой арфой есть большое количество тропинок и вымощенных камнем дорожек со ступеньками, по которым можно дойти до нее.
Недалеко от беседки, примерно в 300 метрах, находится остановка общественного транспорта «Народные ванны», до которой можно добраться на автобусе и маршрутном такси № 1, идущем от железнодорожного вокзала Пятигорска.
Если вы планируете доехать до Эоловой арфы на личном автомобиле, то сделать это можно по улицам Лермонтова, Красноармейская и бульвару Гагарина. Транспорт можно оставить на одной из парковок — рядом с Академической галереей или на улице Лермонтова — и далее прогуляться по одной из дорожек парка.
Также добраться до Эоловой арфы можно, воспользовавшись услугами такси, например, приложениями таких компаний, как Яндекс Такси или Maxim.
Видео о беседке «Эолова арфа» в Пятигорске
Старинные достопримечательности Пятигорска – беседка «Эолова арфа»
Достопримечательности Пятигорска в большинстве представлены памятниками архитектуры прошлого и позапрошлого столетия. Одним из самых популярных мест в городе по праву считается уникальная музыкальная беседка «Эолова арфа».
Местная достопримечательность
«Эолова арфа» в Пятигорске – двухсотлетний памятник архитектуры. По сути вторая визитная карточка курорта. Первой считается знаменитая скульптура «Орел». Смотровая площадка несколько столетий притягивает огромное количество людей. Проводить у нее время любят не только туристы, но и сами местные жители.
Пятигорск и Кавказские горы просматриваются сданной смотровой площадки лучше всего. Именно там получаются невероятные фото. Виды – дух захватывает. В вечернее время у музыкальной беседки людей не меньше, чем в дневное. Вечером она выглядит еще более эффектно. Я так думаю все дело в удачной подсветке.
Площадка у беседки «Эолова арфа» максимально благоустроена. Все выложено плиткой. Установлены удобные скамейки. Летом работают торговые лотки с различной сувенирной продукцией. Зимой отлично просматривается Академическая галерея.
Купол беседки поддерживают восемь красивых колонн. Небольшой парапет, арфа на крыше – придают этому место особый романтический колорит. Усиливаемый невероятной мелодией арфы. Недалеко от этого места находится грот Лермонтова. Настоятельно рекомендую посетить.
Исторические факты
Автором проекта беседки «Эолова арфа» выступил один из братьев Бернардацции – Джузеппе. Они с братом очень много сделали для Пятигорска и Кисловодска. Многие архитектурные достопримечательности данных курортов появились именно благодаря им.
Через 19 лет на отроге горы Машук (Михайловском) обустроили зеленую зону для отдыха и неспешных прогулок. На самом ветреном месте сквера решили установить музыкальную беседку. За пример Д. Бернардацции взял «Храм Эола» в окрестностях Лондона. Построенным по проекту английского архитектора У. Чемберса.
К строительству приступили в 1830 году. Процесс длился около года. Изначально в беседке планировали установить статую Эола – покровителя ветров. Но, курортный врач Конради порекомендовал установить популярный в то время музыкальный инструмент – эолову арфу.
Идея понравилась основателям проекта. На куполе беседки установили два музыкальных инструмента. Скрепили их деревянным кругом, соединили флюгером. Добавили «крыло». Благодаря такому подходу на струнах арфы ветер «исполнял» невероятные композиции.
Перед холодным временем года инструменты снимали, ремонтировали, настраивали. Но, несмотря на все усилия арфа к 1861 году полностью вышла из строя. Несколько десятилетий отдыхающие не могли наслаждаться мелодичными звуками. В 90-х годах того же столетия на беседке ставили арфу простой конструкции.
В начале семидесятых годов прошлого столетия установили электронный вариант инструмента. Он прослужил 20 лет. Современную акустическую систему установили только в 2008 году. И служит она по сей день.
Это интересно
Основная часть беседки «Эолова арфа» изготовлена из камня, добываемого в недрах горы Машук. Купол – дубовый каркас, обшитый листами железа. Это место было популярным не только у местных жителей и гостей города, но и многих известных личностей.
Сам М. Ю. Лермонтов любил проводить там много времени. И даже описал беседку в одном из своих произведений. Многие художники и фотографы старились запечатлеть Эолову арфу в своих работах. Время никого не красит, в том числе и памятники архитектуры. На беседке оно тоже оставило свои отпечатки. Но все равно она является одним из самых популярных «Лермонтовских» мест. Об этом свидетельствует мемориальная табличка.
Как добраться (доехать) до беседки «Эолова арфа» в Пятигорске
Доехать до беседки без труда сможете маршрутным такси номер 1. Выходить надо на остановке «Народные ванны». Так как местная достопримечательность расположена на возвышенности видно ее издалека. Мимо точно не пройдете.
До смотровой площадки ведет несколько благоустроенных тропинок. Прогулка доставит максимум удовольствия и положительных эмоций. Тем, кто будет ехать на своем или взятом напрокат авто надо проехать по улицам Лермонтова, Красноармейская и по бульвару Гагарина. Авто можно поставить на стоянке у Елизаветинской галереи или ул. Лермонтова.
Фото
Беседка «Эолова арфа» на карте Пятигорска, GPS координаты:
Прогулка к беседке «Эолова арфа» в Пятигорске порадует красивыми видами, необычными пейзажами. И каким-то особым притяжением. Это без преувеличения сказать легендарное место не даром пользуется такой популярностью. Всем отличного отдыха!
Полезные ссылки:
Станислав рекомендует:
Привет друзья. Моя мечта сбылась, теперь мне нужно ходить на работу и появилось свободное время на путешествия. Сейчас работаю в интернете и инвестирую.
Музыкальная беседка «Эолова Арфа» в Пятигорске
Достопримечательностью с поэтическим названием Эолова арфа которой Пятигорск гордится уже почти два столетия. Нашим современникам она интересна не меньше, чем людям, которые жили либо отдыхали в этом курортном городе еще при М.Ю. Лермонтове.
Где находится и что собой представляет
Удалившись совсем немного от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук — Михайловский, — можно увидеть круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн.
Место выбрано идеально: со скалы, где она стоит, открываются завораживающие виды окрестностей, да и жилые кварталы просматриваются отлично. Неподалеку расположены несколько санаториев и лечебниц, минеральные питьевые источники и ванны.
Возле беседки всегда много народу, потому что, однажды увидев отсюда столь величественную панораму, хочется вновь и вновь возвращаться, чтобы с наслаждением любоваться просторами и таинственными далями. Отдыхающие любят бывать на этой площадке и в дневное время, и вечером — зрелище всегда прекрасно.
Своим названием беседка обязана древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Изначально в ней, в специальном футляре, были установлены две арфы, струны которых издавали мелодичные звуки разных тонов, в зависимости от силы и направления проносившегося ветра.
Время от времени это устройство ремонтировалось, заменялось или вовсе отсутствовало, на что было множество причин. Сейчас Эолова арфа в Пятигорске оснащена по-современному, и плывущие в воздухе протяжные ноты зависят не от состояния природы, а от работы аудиотехники.
Однако те, кто слышали прежнее звучание, вспоминают его с ностальгией. Теперь только флюгер на куполе беседки напоминает о том, что когда-то каждое дуновение ветра находило в ней отклик.
Краткий экскурс в историю Пятигорска
Уже в 1803 году Кавказским Кислым и Горячим водам (так их тогда называли) стали придавать государственное значение. Хотя близ Бештау — горы с пятью вершинами, — и работал врач, курорты не могли принимать большое количество отдыхающих, так как отсутствовали лечебные учреждения при источниках и жилье вокруг них.
В 1809 — 1810 годах были обследованы уже известные животворные ключи и открыты новые.
Начиная с 1816 года, солдаты Отдельного Кавказского корпуса (командовал им генерал А. П. Ермолов) на протяжении многих лет обустраивали поселение Горячие воды, находившееся в подножии этой горы, и его окрестности (включая Кислые и Железные воды).
Строили гостиницы и капитальные здания для лечебных ванн, прокладывали дороги, разбивали цветники и фруктовые сады. На эти цели из казны ежегодно выделяли огромные, для тех времен, суммы — по 70,0 тыс. руб.
Стараниями Ермолова была создана и строительная комиссия, работать в которой согласились братья Бернардацци — архитекторы, известные созданием Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
В 1822 году они подписали обязательство на строительство зданий различного назначения на Кавказе, в районе минеральных вод, а в 1828 году представили проект курортного города на рассмотрение Комитету министров. В 1830 году план застройки утвердили, а поселение получило статус уездного города с присвоением ему нынешнего названия.
Многие общественные и иные строения, возведенные по проектам Бернардацци, существуют и сейчас. Представителю этой славной династии многие поколения людей обязаны той радостью, которая неизменно наполняет душу при обзоре окрестностей из горной беседки.
Братья-архитекторы до конца жизни работали для развития кавказских минераловодских курортов, и здесь, в Пятигорске, в 1840-х годах нашли свое последнее пристанище.
Как на горе Машук появилась знаменитая беседка
Отдыхающие сразу полюбили этот участок нового парка из-за чудесной панорамы. Парк был огромен и имел три возвышения, на каждом из которых запланировали построить павильоны для отдыха и обозревания живописных окрестностей. Один такой павильон, чье место было самым высоким и ветреным, решили сделать в стиле античного храма и посвятить древнегреческому богу Эолу.
Работу над проектом беседки взял на себя один из братьев Бернардацци — Джузеппе, при этом его идеи были основаны на том романтизме, что воплотил в своем Храме Эола архитектор-англичанин В. Чемберс (построенный им павильон был установлен в парке близ Лондона). В 1831 году строительство беседки началось, в нем участвовали как служившие здесь солдаты строй роты, так и вольнонаемные.
На цоколь и колонны пошел местный известняк. Статуя божества должна была стоять на постаменте в центре этого павильона.
Однако доктор Ф. Конради, будучи главным в курортной медицине, проявил большой энтузиазм, отстаивая свое предложение по установке в беседке музыкального устройства — эоловой арфы, чтобы ее прекрасные звуки вносили умиротворение в души тех, кто прибывает на воды для отдыха и лечения.
В этой связи проект павильона Эоловой арфы скорректировали, и там смонтировали необычное, но модное приспособление, уже покорившее Европу, Санкт-Петербург и Москву.
А необычность была в том, что два струнных инструмента особой конструкции заключили в общий корпус и установили при них своего рода «крыло» для реагирования на проходящие воздушные потоки.
В данном случае, все это должно было служить интересам здоровья. То громкие, то тихие звуки, действительно, получались божественными и заставляли многих трепетать в радостном волнении. Далеко не все курортники знали, отчего беседку сделали именно такой, — главным стало то, какие эмоции она вызывала.
Беседка на перекрестке всех ветров
С самого начала своей истории этот открытый павильон был чрезвычайно популярен. Благодаря своему расположению и чарующему музыкальному сопровождению, Пятигорская Эолова арфа прославилась не только среди тех, кто приезжал на Кавминводы, но и среди читающей публики, которой эта достопримечательность запомнилась по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тогда, как и сейчас, беседку заполняли люди, желающие насладиться здешними красотами и рассмотреть вдалеке величественный Эльбрус. Она входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка.
Художники старались запечатлеть ее в разные времена года, поэты посвящали стихи, а знатоки причисляли к самым успешным архитектурным проектам, неразрывно связанным с ландшафтом местности.
Открытки с ее изображениями продавались всегда — сначала они делались с работ мастеров кисти, позднее — с фотоснимков. Хотя музыкальному устройству приходилось претерпевать целый ряд изменений и безмолвие, это не ослабляло интерес к павильону, где всегда властвует ветер.
Самые первые инструменты исчерпали свой ресурс к 1861 году, хотя их и снимали перед началом холодных сезонов. На летние месяцы 1890-х годов купол стали оборудовать арфой менее сложной конструкции. С начала 1970-х годов до начала 90-х здесь вновь работало устройство, управляемое ветром, но создали его специалисты в области электромеханики.
Свое нынешнее звучание Эолова арфа в Пятигорске обрела в 2009 году. К сожалению, почтенный возраст беседки повлиял не только на характер мелодий, но и на ее внешний облик — в ходе многочисленных ремонтов он значительно упростился.
Однако, стоит сказать: хотя в период застройки курорта в живописных местах было возведено немало других беседок, далеко не всем удалось завоевать подобную популярность и выдержать испытание временем. А беседка на перекрестке всех ветров была и остается одним из символов города.
Близлежащие достопримечательности
На этом курорте отдыхающие всегда стараются посвящать много времени пешим прогулкам. Но не только желание двигаться и наслаждаться живительным воздухом заставляет их часами бродить по парковым аллеям и взбираться на горные склоны — тут есть что посмотреть, и нередко достопримечательности находятся неподалеку друг от друга.
Например, от скалы, где высится беседка Эолова арфа в Пятигорске, можно перейти к осмотру других известных объектов:
Грот Лермонтова — еще одно воплощение таланта Бернардацци. Для его оборудования была выбрана природная пещера. Позднее, в 1858 году, оформление дополнили каменной облицовкой, а на входе установили решетку.
Академическая галерея — прежним названием было «Елизаветинский источник»; на протяжении всего XIX века сюда стремилась огромная масса народу, как к популярнейшему питьевому источнику города.
Сейчас обладает статусом федерального памятника исторического и культурного наследия (два других памятника этой категории — ванны Лермонтовские и Пушкинские — находятся ближе к центру). Кстати, и этот источник, и вышеназванный грот, тоже упоминаются в «Герое нашего времени».
Эмануэлевский парк — назван в честь кавалерийского генерала Г. А. Эмануэля, командовавшего войсками на Кавказе и Причерноморье. Ему было предписано осуществлять надзор за работами по благоустройству Пятигорска, когда высокими властями было принято решение сделать его курортным городом.
В этом он весьма преуспел: быстрые и масштабные перемены здесь отмечали все, кто в те времена приезжал к целебным источникам достаточно регулярно. Парк расположен на террасах Михайловского отрога, который некоторые называют Эоловой горой, из-за построенной там «поющей» беседки. Генералу также принадлежала идея названия нового курорта.
Те, кому довелось побывать на здешних водах, обязательно увозят с собой что-нибудь для души — разнообразные сувениры, буклеты и открытки, собственноручно сделанные фотоснимки и видеозаписи. Думается, что мало найдется людей, которые не имеют в подобных коллекциях того, что напомнит им о беседке Эолова арфа в Пятигорске. А то, что они вновь придут сюда в свой следующий приезд, сомнению и вовсе не подлежит.